ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ СВАДЕБНОЙ ФОТОСЪЕМКЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

(Направление светового потока при натурной съемке.)

Характер светового рисунка на натуре в Санкт-Петербурге зависит от того, как расположено относительно объекта фотосъемки (гости свадьбы, молодожены, архитектура) солнце. В практике работы свадебного фотографа в спб выделяют следующие виды освещения: фронтальное, диагональное, боковое, контровое, зенитное.

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (ЛОБОВОЕ) не обеспечивает передачу пластических форм объекта. Все, что находится в поле зрения, освещено равномерно, характер светотеней не выявлен — они скрыты от наблюдателя, объемы и рельефы скрадываются, иллюзия пространства теряется, все выглядит плоским и однообразным. Еслисвадебная фотосъемка ведется в направлении, когда оптическая ось камеры направлена под небольшим углом к потоку солнечных лучей в Петербурге, тень от объектов (жених и невеста, гости, архитектура и т.д.), перекрывающих друг друга, может попасть в кадр, но тень эта тоже будет плоской, ломающей форму. Фотографу на свадьбе в Петербурге следует избегать съемок при фронтальном освещении.

ДИАГАНАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ — солнечный свет падает из-за спины свадебного фотографа в Питере под углом 20 — 60 градусов сбоку и сверху. Световой поток обрисовывает форму фигур, рельеф местности, объемы предметов, создавая оптимальные условия для пластического светотеневого рисунка. Это самый удобный вариант для репортажной свадебной фотосъемки: фотограф на свадьбе в СанктПетербурге действует свободно, небольшие перемещения молодоженов или съемочной точки (если она не переносится настолько, что свет становится лобовым или контровым ) не требует изменения экспозиционного режима, возможность попадания паразитного света на переднюю линзу оптической системы невелика.

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ — солнечные лучи падают под прямым углом к направлению оптической оси объектива. Такое освещение при свадебной фотосъемке в Петербурге позволяет выявлять формы, рельефы и пространство в своеобразном изобразительном ключе. Это живописный характер освещения, дающий богатую всеми нюансами — от яркого света до глубокой тени — градацию тонов на каждом освещенном предмете, человеческой фигуре, пейзаже. В качестве примера приведем знаменитую «Березовую рощу » А .И .Куинджи. Звучность колорита, до иллюзий близкий к натуре эффект освещения, романтическая приподнятость этого полотна во многом объясняется тем, что художник обратился к боковой схеме света.
Общие средние планы, на которых гости свадьбы или виновники свадебного торжества освещены свадебным фотографом сбоку, четко передают их пространственное положение и взаимную ориентацию. Если светлые места одних предметов проецируются на тени других и наоборот, это создает изобразительную палитру, которая предоставляет петербургскому свадебному фотографу широкие возможности творческих решений.
При съемке крупных планов с боковым освещением, всем фотографам на свадьбе рекомендуется подсвечивать теневую часть лица, так как светотональный перепад может быть особенно нежелательным, когда один глаз человека, отражающий свет, выглядит «живым» благодаря яркому блику, а другой, находящийся в тени, как бы исключается из световой конструкции портрета жениха или невесты.
Если боковое освещение исходит от низкого утреннего или вечернего солнца, то световой режим отлично характеризует время действия, выглядит эффективным и создает определенный эмоциональный настрой изобразительного ряда.

КОНТРОВОЕ (КОНТУРНОЕ ) ОСВЕЩЕНИЕ – фотосъемка свадьбы ведется против солнца. Такое светораспределение создает яркий контур на фигурах, предметах и сооружениях. Контраст между светами и тенями очень велик, так как зеркальное отражение солнечных лучей от горизонтальных участков объекта передает их яркость с максимальной силой, а подсветка теней, осуществляемая противоположной стороной небосвода, не может компенсировать недостаток освещенности плоскостей, обращенных к объективу фотоаппарата.
Контровая схема солнечных лучей — наиболее живописный вариант натурного освещения, использовать который, однако, необходимо с осмотрительностью. Прежде всего, петербургский свадебный фотограф должен думать о том, как план, снятый в таком световом режиме свадебной фотосъемки, будет смотреться вместе с остальным материалом. Если он будет выделяться по изобразительной манере от всех остальных кадров, составляющих монтажную фразу, нарушится изобразительная стилистика эпизода, и фотограф на свадьбе пожертвует им.
Во время свадебной фотосъемки необходимо следить, чтобы встречные лучи солнца не попадали в объектив. Если паразитный свет не убирают при помощи бленды или какого-либо перекрытия, то световой поток, отражаясь и поглащаясь линзами, снизит контраст изображения иногда до такой степени, что исчезнет эффект, ради которого было использовано контровое освещение.
Экспонометрия съемки при контровом свете должна основываться на замере темных поверхностей, обращенных к фотообъективу. Световые контуры при этом уходят в зону передержки, высветляются, теряют фактуру в светах, но такое положение вещей можно считать правильным — важны сами объекты, а не их очертания.
Фотосъемка жениха и невесты на свадьбе при контровом освещении требует подсветки теневой стороны. Световой поток отражателей обычно бывает интенсивным, так как он формируется из лучей, падающих навстречу фотообъективу. Попадая на лицо, он дает нежный рисунок, сохраняя пластику формы, подсвечивает глаза, в которых появляются живые блики, выявляет фактуру. В сочетании с ярким контуром это дает сочное, живое изображение.

ЗЕНИТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ является самым невыигрышным для любых свадебных фотосъемок. Оно не выявляет форму и фактуру, скрадывает пространственные ориентиры.